Эксперты ТГУ рассказывают, что такое математическая тревожность и как ее преодолеть

17 Ноября 2017

О том, почему люди боятся математики и что с этим делать, пишут на школьных форумах и даже на страничках, посвященных суициду. Оказывается, страх математики мучает не только школьников, но и взрослых людей. А феномен математической тревожности изучают психологи разных стран, в том числе и психологи ТГУ.

По данным опроса, проведенного учеными ТГУ, 61% 15-летних школьников беспокоятся о том, что они получат плохие оценки по математике, 30% нервничают, когда решают математические задачи, и 59% говорят о том, что считают математику слишком сложной.

Что такое математическая тревожность и как помочь ребенку справиться с боязнью чисел и вычислений, эксперты ТГУ рассказали корреспондентам СМИ.

Так, младший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований и психогенетики Томского государственного университета Анна Будакова говорит, что точно определить, в каком именно возрасте возникает математическая тревожность, сложно, и исследований на эту тему пока мало.

С числовой информацией дети начинают работать с первого класса, и вопросы предпочтений формируются, когда они изучают двухзначные или трехзначные числа. Примерно в начальных классах можно уловить момент, когда у ребенка появляется дискомфорт. Однако у каждого наступление этой тревожности происходит по-разному: у кого-то все было хорошо с математикой в начальной школе, но, когда начались сложные задачи по алгебре, появились проблемы. Или, например, ребенок пропустил какой-то период обучения в школе, и он не успевает. Никто его не поддерживает в этой ситуации, ему приходится ориентироваться самостоятельно на ходу.

Что в этом случае могут сделать родители и учителя? Для начала с ребенком нужно просто поговорить и понять, что с ним случилось. Ряд исследований по этой теме советует при борьбе с математической тревожностью укрепить базовые знания по предмету и улучшить их: посмотреть, как ребенок работает с числовой информацией, определить пробелы в знаниях. Возможно, тревога образовалась из-за того, что когда-то пришлось пропустить уроки математики (по болезни, например), и ученик не успел изучить что-то.

При изучении предмета лучше ориентироваться на то, как лучше воспринимает информацию ребенок – аудиально или визуально. Учитывая, что математика – очень абстрактный материал, который не пощупать руками, изучая его, нужно принимать во внимание индивидуальные особенности ученика.

Подробнее узнать, какие выводы сделали ученые и как победить математическую тревожность, можно из статей Маши Шаталиной на портале The Village и Галины Сахаревич на портале «ВТомске».


Возврат к списку