Неделя профориентации: Как сделать выбор, чтобы потом не пожалеть о нем

5 Апреля 2019

Перед каждым выпускником школы стоит выбор, по какой специальности продолжить свое обучение. Подход в решении этого вопроса должен быть основательным. На Неделе профориентации «Выбор за тобой» тренер международный коллегии имени Теодора Хойса Елена Плехова показала методики, которые помогут будущим абитуриентам разобраться в своих приоритетах.

В 17 лет довольно сложно понять, с какой профессией ты хочешь связать свою жизнь. Говорят даже, что первое образование нужно для того, чтобы понять, кем ты в действительности хочешь быть. Но перед нами стоит задача понять это как можно скорее. Помочь в этом могут «Компас личных целей» и «Квадрат Декарта».

Компас личных целей

Этот инструмент помогает понять, чего ты действительно хочешь. Нужно расчертить лист на четыре части, и ответить на вопросы:

Что я люблю делать?

Например, ты любишь играть на гитаре, решать задачи по геометрии и ездить на велосипеде. Или, например, играть с младшим братом, организовывать конкурсы для детей. Здесь должно оказаться все, что тебя по-настоящему «драйвит», что приносит тебе удовольствие.

Чему я хочу научится?

Например, я хочу начать вести youtube-канал, научится быть блогером, научится водить машину. Может быть, ты хочешь разбираться в разных видах почвы или, как вариант, освоить азы кулинарного мастерства. Сюда подходит все, чему вы реально хотите научиться.

Что я делаю очень хорошо?

Иногда бывает сложно самому понять, что ты делаешь хорошо. Чтобы оценить себя максимально объективно, ты можешь попросить помощи у родителей, друга или учителя. Спроси, что они ценят в тебе, какие качества и навыки выделяют тебя среди других.

Чем я хочу заниматься ближайшие 3-5 лет?

Это самая сложная ячейка. Здесь нужно быть особенно внимательным. Например, ты любишь играть на гитаре, хочешь делать это еще лучше и, в принципе, у тебя это отлично получается. Мама говорит, что тебе нужно идти в музыкальное училище и быть преподавателем. Это хорошо, но подумай, действительно ли ближайшие 3-5 лет ты видишь себя преподавателем музыки или частью какого-то оркестра? Твои планы могут не совпадать с мнением окружающих.

Когда все ячейки будут заполнены, тебе нужно расставить приоритеты, выбрать, что для тебя действительно ценно.

После выполнения этой работы может оказаться, что ты хочешь всего и сразу. Например, тебе одинаково интересны и музыка, и фотография. Разобраться с такой дилеммой поможет другой инструмент.

Квадрат Декарта

В случае, когда появляется дилемма, нужно сделать выбор. И не просто сделать, но еще и аргументировать его. Потому что часто рядом с нами люди, которые считают себя более опытными и думают, что им всё виднее. В таком случае свое решение нужно уметь отстоять.

Принцип примерно такой же – заполнить четыре ячейки.

Например, ты не можешь определиться, выбрать химию или биологию. Берем за допущение, что ты поступаешь на химический факультет.

  • Что будет хорошего, если это произойдет?
  • Что будет хорошего, если это не произойдет?
  • Чего не будет, если этого не произойдет?
  • Чего не будет, если это произойдет?

В этой методике есть несколько правил. Инструмент работает только, когда:

  • нужно выбрать одно или другое.
  • ты реально сам можешь что-то решать.
  • работа проводится индивидуально.
  • утверждение сформулировано правильно.


Как говорят психологи, все ответы внутри нас, нужно только вытянуть их наружу. Приемы, о которых мы написали, позволяют выгрузить из головы все наши за и против.

Важно детально анализировать собственные желания. Кто бы что ни говорил о плюсах юридического или технического образования, важно отличать моду от того, что нужно именно тебе.

А еще, когда на основе собственного анализа ты делаешь выбор, очень важно подвергать его сомнениям. Проведя анализ личных «хотелок», заканчивать всегда нужно проверкой, потому что часто мы, сами того не подозревая, находимся в плену стереотипов нашего окружения.


Возврат к списку