«Университет открытий»: Что такое искусство и возможен ли в нем прогресс?

19 Апреля 2019

Сегодня назвать искусством можно даже сантехнику, помещенную в музей за красную ленточку. Но так ли это на самом деле? На лекции «Университета открытий» магистрант философского факультета Вадим Русанов рассказал, где проходит грань между искусством и самовыражением и почему какой-то объект имеет право называться произведением искусства, а какой-то нет.

Очередная лекция проекта «Университета открытий» была посвящена вопросу «Возможен ли прогресс в искусстве?». Слушатели вместе с лектором могли порассуждать о том, что такое искусство и чем оно отличается от обычных вещей.

– Однозначного ответа здесь быть не может. В наше время возможность репродукции и копирования уничтожила такую категорию в искусстве, как уникальность. Появление возможности аудиозаписи, копирования, фото- и видеоредактирования позволило любому человеку создавать свои произведения. И тут же возник вопрос, считать такое творчество искусством или нет, – объясняет Вадим Русанов. – Начиная с начала XX века мы вообще не можем в полной мере применять понятие «искусство». Размыты критерии того, что считать искусством. Мы не можем сказать, что Малевич – это строго искусство. Потому что для одних он искусство, для других нет. Но если взять Шишкина, Сурикова или Да Винчи, становится ясно, что это искусство.

Век репродуцирования

В наш век репродуцирования и копирования, когда даже Джоконда может стать частью модного коллажа, перед искусствоведами встает вопрос, где проходит грань, отделяющая результаты творческого самовыражения от искусства. Чтобы разобраться в этом, нужно определить, что мы называем искусством и по каким критериям выделяем его среди прочего творчества.

На сегодняшний день в философии и искусствоведении существует своя традиция понимания, что такое искусство. В частности, немецкий философ Вальтер Беньямин в первой половине XX века попытался дать свое определение состояния современного искусства. На основе анализа двух его статей «Краткая история фотографии» и «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» можно выделить следующие критерии искусства:

Здесь и сейчас произведения

Согласно теории Вальтера Беньямина, искусство – это «произведение здесь и сейчас». Оно должно быть единственным в своем роде. У каждого произведения искусства есть своя уникальная история. Важно то, как оно задумывалось художником, как создавалось, где и как экспонировалось, в каком состоянии находится, какое место занимает в современном мире. Если такого контекста нет, назвать тот или иной объект искусством нельзя.

Связь с традицией

Любое произведение искусства находится в рамках определенной традиции. Произведение искусства обязательно находится в определенном смысловом поле, без которого оно потеряет свой изначальный смысл. Понимать произведения искусства без понимания эпохи невозможно. Время всегда накладывает свой отпечаток.

Определенная экспозиционность

Следующий критерий предполагает привязку произведения искусства к определенному месту. Мы точно знаем, где оно должно экспонироваться, для кого и как. Очевидно, картина с Богоматерью неуместна в пивной или в зале импрессионистов, а подлинник «Джоконды» никто не повесит в торговом центре.

«Аура»

Это понятие весьма размыто, и сам Беньямин определял его как «странное сплетение места и времени: уникальное ощущение дали, как бы близок при этом рассматриваемый предмет ни был. Скользить взглядом во время летнего полуденного отдыха по линии горной гряды на горизонте или ветви, в тени которой расположился отдыхающий, пока мгновение или час сопричастны их явлению…». То есть аура – это нечто, что нужно пережить, но словами описать вряд ли получится.

Искусство или нет?

Если все вышеперечисленные критерии присутствуют, перед вами произведение искусства. Однако, считает лектор, искусство в чистом виде сегодня создать невозможно. Нынешнее творчество – это даже не искусство, а отдельный вид деятельности. Например, философ и историк Михаил Ямпольский в интервью для сайта Postnauka обозначает современные произведения искусства как результаты художественных практик: «Никакого искусства не существует, есть разные антропологические практики постижения мира».

А ведь в каждом из нас есть творческое начало! Осуществить его можно при помощи творческой деятельности. Нужно постараться, чтобы твоя жизнь была такой же яркой, такой же красочной, как книга, фильм или картина.

Есть даже такое понятие – жизнетворчество. Яркий пример такого образа мысли – русский авангард. После Октябрьской революции художники пытались вторгнуться в социальную реальность и сделать так, чтобы каждый мог стать частью произведения, стать соавтором. Чтобы каждый был хозяином своей страны. Возможно, это было однобоко, но речь идет о том, что это была реальная историческая попытка сделать то, что сейчас возможно благодаря технологиям. Instagram, маски в ВК, монтажные, Photoshop – теперь каждый из нас может создать свое произведение.

Беньямин ставил проблему осознанной ответственности человека за себя и будущее общества. Нужно действовать и понимать, что твоя деятельность, какая бы она не была – творчество, шахтер ты, металлург или работник университета – ты творческий человек. По определению, просто потому, что ты человек. У тебя есть возможность создавать что-то. Возможность осознанно украшать свою жизнь.

Темой следующей встречи «Университета открытий» 25 апреля станет «Бизнес-аналитика без формул»

Все мероприятия проекта «Университет открытий» бесплатные, нужно только ОБЯЗАТЕЛЬНО зарегистрироваться по ссылке: https://goo.gl/forms/DKKMh2HxUfak7Ckf2. Серия лекций организована Управлением нового набора ТГУ.


Возврат к списку