Моя специальность – литературное творчество.

2 Октября 2015

От первого лица

Юлия Коваленко, выпускница ФилФ: Моя группа – фактически первый выпуск специальности «Литературное творчество». Нас было 3 человека, и все, как мне кажется, успешно защитили дипломы.

Сейчас я понимаю, что в 17-18 лет очень сложно знать наверняка, кем ты хочешь стать в дальнейшем. Особенно сложно выбрать между такими смежными дисциплинами, как литературоведение, лингвистика, литературное творчество. Лучше всего прислушаться к интуиции, присмотреться к знакам, даже если вы совсем не суеверны. Это психология. Когда ты заражен идеей, ты видишь ее повсюду. Как только ты таким образом поймешь, куда идти – это будет оно. Никаких других вариантов я не вижу. Чистое шаманство!

Или… вы можете поступить разумно, как это посчастливилось сделать мне, и пройти какие-нибудь подготовительные курсы. В моем случае это была двухгодичная «Школа юного филолога», которая помогла познакомиться с факультетом, преподавателями и некоторыми курсами задолго до моего поступления. Там я узнала о новой, первой за Уралом специальности «Литературное творчество», это был филиал Литературного института имени Горького. К тому моменту я уже писала прозу и в силу юношеского максимализма, свойственного каждому начинающему писателю, была уверена, что я – гениальный творец, поэтому свои тексты на подготовительные курсы несла как знамя! Нашим руководителем был поэт-переводчик Андрей Олеар, и… конечно же случилось страшное: он нещадно всё раскритиковал. Честно, сначала у меня был ступор, наверное, даже первая настоящая депрессия. Но мне повезло – это состояние владело мной недолго, я восприняла критику в положительном ключе, меня это подстегнуло. Я твердо решила доказать, что могу лучше.

На мой взгляд, проблема нынешних первокурсников «Литературного творчества» в том, что у них нет двух подготовительных лет. Они уже поступили и не имеют времени и права опускать руки. А ведь это произойдет в любом случае. Так случается всегда. Здесь возможен только один способ решения проблемы – через силу начинать работать, сразу же включаться в монотонный труд «у станка». Только терзая собственные ранние тексты, можно перейти к чему-то качественно новому. И придется поступиться какими-то своими принципами. Но в конечном счете это принесет свои плоды, иначе вы так и останетесь наедине со своей уязвленной гордостью и сырыми, наивными текстами.

На нашей специальности было много дополнительных курсов, которых нет в основной программе направления «Филология»: это история театра, история кинематографа, мемуарная проза, национальные литературы, технологии создания текстов поэтических, прозаических, драматических и многое другое. Особое внимание уделялось творческим мастерским, на них мы встречались с мастерами. Наш курс вёл Андрей Олеар – работали над нашими текстами, разбирали их и обсуждали. В этом была сложность. Одно дело обсуждать что-то, полежавшее «в столе», за что уже не болит душа, а другое дело – свежий текст, особенно, если случилось так, что он тебе самому сильно понравился. Как говорил герой одного фильма: «Иногда я читаю что-то и думаю, что я свой самый любимый писатель».

У нас была особая форма диплома. Мы защищали собственные художественные тексты: я представляла драматургию, одногрупнница – прозу, а одногруппник – переводы стихов и эссе. Работа также включала предисловие и небольшой самоанализ наших текстов. Рецензентов нам всем подбирали индивидуально, и больше всех повезло Дмитрию Витруку – его рецензентом была Валентина Полухина, профессор с мировым именем, исследователь творчества Иосифа Бродского, создатель такого направления в литературоведении, как «бродсковедение». Она отозвалась о творчестве Димы очень тепло и положительно, ей определенно понравилось то, что он делает и то, как он это делает. Моим рецензентом была Мария Смирнова, заведующая литературной частью Томского драматического театра.

Сейчас я заведующая литературно-драматической частью Томского областного театра куклы и актера «Скоморох». Пишу тексты разного плана: статьи, обзоры, сценарии для мероприятий, грантовые заявки, документы. Кроме того, в мои обязанности входит общение со зрителями, организация пресс-встреч и имиджевых мероприятий. Сфера деятельности обширная, многое зависит от личной инициативы – есть возможность для самореализации и роста. У нас всегда что-то происходит, что-то нужно придумывать, организовывать, некогда сидеть на месте. Вообще, о возможности поработать в театре я узнала случайно. Тогда подумала, что это снова то самое шаманство, когда внезапно ты находишь свое место, еще не догадываясь о том, что оно именно твое. Согласитесь, сложно прогнозировать еще только заполняя резюме, станет ли это работой твоей мечты или окажется нудной рутиной от пятницы до пятницы. Мне повезло – я нашла работу по специальности, которую люблю!

Коротко о главном

Филологический факультет – один из старейших в Томском государственном университете. В 1917 году появился историко-филологический факультет, и в его состав входили три отделения: историческое, философское и филологическое. Факультет функционировал до 1921 года. Его деятельность возобновилась ровно через 20 лет, в 1941 году.

Свое независимое существование филологический факультет ТГУ начинает с 1974 года, в 2004 из него выделяется факультет журналистики. За последние 5 лет сотрудники факультета получили 70 грантов различных фондов, в том числе РФФИ, РГНФ, DAAD, на ФилФ прошли обучение 137 иностранных граждан из 11 стран.

Возможности трудоустройства

Выпускники филологического факультета в основном работают в системе высшего и среднего образования, органах государственного управления и культуры, в общественных организациях, СМИ и пресс-службах, в рекламных и PR-агентствах, в редакциях и издательствах, в переводческих агентствах, а также в учреждениях, работающих с иностранцами.


Возврат к списку