На Всероссийском открытом уроке «Что ты знаешь о еде?» школьники и эксперты обсудили востребованные и исчезающие профессии в сельском хозяйстве

20 Февраля 2018

8 февраля на портале «ПроеКТОриЯ» состоялся Всероссийский открытый урок «Что ты знаешь о еде?». Он стал первым из цикла предстоящих открытых занятий и частью учебного процесса для более 18 тысяч российских школ.

По прямой связи на площадке урока – Центре прототипирования высокой сложности «Кинетика» МИСиС – приглашенные эксперты рассказали школьникам о востребованных и исчезающих профессиях, инновациях в сельском хозяйстве и необходимых настоящему специалисту знаниях. Руководитель «Кинетики», промышленный дизайнер и футуролог Владимир Пирожков выступил модератором.

Председатель совета директоров, совладелец «Долина овощей» Дмитрий Лашин на примере холдинга, который насчитывает сейчас более 60 гектаров теплиц, развеял миф о том, что современные технологии не применимы в сельском хозяйстве и АПК:

– Всей жизнью теплицы управляет компьютер-процессор. А интернет вещей – это наш главный секрет успеха. Благодаря большому количеству датчиков, накапливаем и анализируем около 200 параметров: температуру, влажность, освещенность. Наш агроном – он еще и IT-специалист, потому что со всеми этими объемами данных ему приходится работать. Вообще, это сегодня основное требование индустрии: нужны люди, которые имеют знания и в сельском хозяйстве, и в технологиях.

Таких специалистов обучают в одном из крупнейших аграрных вузов России – РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.

– Мы готовим специалистов по более 500 профессиям. Отрасли сегодня нужны инженеры, хорошие экономисты, операторы управления робототехникой и летательными аппаратами. К каждой профессии будет добавлено слово исследователь: агроном-исследователь, технолог-исследователь, инженер-исследователь, – отметила ректор университета Галина Золина.

Вопрос об индивидуальном питании и технологиях, необходимых для этого в аграрной отрасли, участники урока задали кандидату сельскохозяйственных наук, профессору кафедры химии Социально-педагогического института Мичуринского государственного аграрного университета Елене Симбирских.

– Сейчас развивается такое направление как функциональное питание. Это биологически активные добавки и продукты, которые не только обеспечивают человека энергетическим и пластическим материалом, но и снижают риск заболеваний, ускоряют выздоровление. Еда стала средством профилактики и даже лекарством. Если функциональное питание – наше настоящее, то будущее за персонифицированным питанием, – объяснила Елена Сергеевна.

Об уникальном опыте нашей страны в контроле обширных сельскохозяйственных территорий ребятам рассказал начальник управления информационных технологий ГК «Русагро» Кирилл Алифанов. Из-за большой протяженности полей, с которой не сталкивается больше ни одна страна в мире, зарубежные разработки нам не подходят и российским аграриям приходится постоянно искать нестандартные решения, отметил он. К примеру, ГК «Русагро» и «Роскосмос» готовят к запуску низкоорбитальную, низколетящую группировку спутников. С их помощью можно будет отследить процесс созревания растений на полях. В ответ на это школьники поинтересовались, не получится ли так, что роботы оставят специалистов без работы.

– Автоматизация действительно сокращает работу для людей, но люди не уходят. Они просто перераспределяются на другой фронт работы. У нас в компании численность персонала не сокращается – у нас увеличивается площадь полей. В «Русагро» один агроном обслуживает 30 тысяч гектаров – это размер небольшого города, – успокоил школьников Кирилл Алифанов.

Подводя итоги, модератор урока Владимир Пирожков отметил, что такие всероссийские открытые уроки – «новый вид образования с максимально масштабным охватом. Надо учиться быть интересными и максимально неформальными».

Основная часть зрителей участвовала в уроке через социальные сети. Задолго до трансляции организаторы подготовили интерактивные сюрпризы: образовательный тест, разрушающий стереотипы о сфере АПК и сельского хозяйства; обсуждения для вопросов спикерам; голосования за исчезающую профессию и профессию – «мотор» отрасли. Результаты голосования подвели в конце открытого урока. Самым перспективным специалистом школьники назвали биотехнолога, а имеющей наибольшие шансы уйти в прошлое – профессию доярки. Интересно, что мнение детей и прогнозы экспертов оказались схожи.

Прямой эфир Всероссийских открытых уроков доступен на трех онлайн-площадках: «ВКонтакте», на «Одноклассниках» и на портале «ПроеКТОриЯ». Уже состоялись уроки «Что ты знаешь о еде?» и «Дом, в котором хочется жить».

Следующий урок «Нереальная реальность» пройдет 1 марта.

Для справки.

Проект Всероссийских открытых уроков разработан с использованием гранта президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, и при поддержке Министерства образования и науки РФ.

Томский государственный университет и портал «ПроеКТОриЯ» сотрудничают с 2016 года. На портале в качестве экспертов работали сотрудники химического, радиофизического и физико-технического факультетов ТГУ; экспертом одного из направлений – «Технологии материалов» – на всероссийском форуме «Будущие интеллектуальные лидеры России» для одаренной молодежи была директор института «Умные материалы и технологии» ТГУ Ирина Курзина.
В ТГУ профессии из сферы биологии, АПК и сельского хозяйства можно получить по окончании Биологического института. В 2018 году БИ ведет прием на направления «Лесное дело», «Биология», «Почвоведение», «Агрономия».


Материал и фото подготовлены порталом «ПроеКТОриЯ»


Возврат к списку