Лекторий для родителей. Выбор вуза как выбор жизненной стратегии: как помочь ребенку не ошибиться и поддержать в период поступления

28 Марта 2019

25 марта в рамках недели профориентации «Выбор за тобой» прошел лекторий для родителей на тему: «Выбор вуза как выбор жизненной стратегии: как помочь ребенку не ошибиться».

Начальник управления нового набора, ответственный секретарь приемной комиссии ТГУ Евгений Павлов выделил основные особенности приемной кампании – 2019 и ответил на важные вопросы.

Заместитель проректора по образовательной деятельности, директор НОЦ «Институт инноваций в образовании» Елена Суханова рассказала родителям будущих абитуриентов о современных критериях выбора вуза.

– На данный момент нам нужно следить за актуальными рейтингами, они все в открытом доступе. Например, на сайте https://professorrating.org/. Там студенты всех вузов выкладывают свое мнение об университетах в целом и о преподавателях, начиная с качества питания и завершая социальной работой, научной деятельностью, – пояснила Елена Анатольевна.

Как отметила Елена Суханова, ребята, которые чем-то увлечены, четко начинают понимать, где специалист, а где нет:

– Поэтому, если вы думаете про конкретный вуз, например, ТГУ, всегда можно прийти на встречу к нашим преподавателям, профессорам. Они всегда могут включиться в рабочую среду, посетить лаборатории, поприсутствовать на парах и посмотреть, как и чему, собственно, учат в университетах. Абитуриенты обращают внимание и на материально-техническую базу. Смотрят, насколько красиво, насколько современно, какие общежития.

Специалист НОЦ «Институт инноваций в образовании» Наталья Попова провела экспресс-курс, как поддержать ребенка в период поступления. Мы кратко расскажем, о чем шла речь на родительском лекториуме.

– Самая главная опасность для наших детей, для их неокрепшей психики в период стресса – это неокрепшая психика у нас, родителей. Поэтому важно сначала успокоиться нам. Если мы спокойны и устойчивы, это помогает и нашим детям обрести спокойствие и уверенность. В первую очередь нужно справиться со своими страхами и стрессом, а затем помочь ребенку преодолеть непростой этап его жизни – вместе, – подчеркнула Наталья Попова.

Стратегия

При стрессе мы всегда испытываем очень много различных эмоций, чувств и, в частности, очень много страхов. У детей это может доходить даже до панических атак.

Очень важен правильный выбор стратегии: поговорите с ребенком, рассмотрите этот страх спокойно: узнайте, что он хотел бы делать, чем заниматься и куда пойти учиться. Что ему интересно? Почем конкретно это место для поступления он выбрал?

Как правило, ребенок боится не сдать экзаменов, убеждая себя в том, что он ничего не знает и не умеет. В такие моменты важно заземлять и возвращать ребенка к спокойствию. Спросить: «Что именно ты не знаешь? Давай посмотрим, что ты знаешь и умеешь, а что нет». И в этот момент ребенок начинает понимать, что это только стрессовые заблуждения. На самом деле он действительно много готовится, достаточно много прилагает усилий и многое знает. Да, есть темы, которые еще не освоены, но еще есть время для сдачи, очень многое можно успеть.

Дети боятся подвести нас, родителей, и здесь важна наша поддержка. Когда мы, взрослые, говорим о том, что «даже если ты не сдашь, мы устроим национальный праздник», нужно добавить юмора и легкости. Ведь мы не перестанем меньше любить наших детей – «Если не получилось в первый раз, ты всегда можешь подготовиться еще лучше и попробовать снова»; «Ничего страшного не произойдет, ты все равно наш любимый ребенок». И вы в любой момент можете обсудить варианты поступления. Всегда можно пойти в колледж или техникум без ЕГЭ, на основе обычных экзаменов, или выбрать иной вариант. Есть много успешных ребят, которые отучились в колледжах и успешно поступали в вузы.

«Звенящая пустота»

Во время стресса сбивается сознание и кажется, что нет никаких вариантов. Возникает, так сказать, «звенящая пустота». Наша задача расширить сознание и показать варианты выбора. Первый, второй, третий. Например, «ты можешь поработать один год, прислушаться к себе и посмотреть, что тебе интересно».

В школе очень много напряжения. Окружение, учителя – они тоже заряжены стрессом. Поэтому мы, родители, именно те люди, которые должны снимать это самое напряжение. В тот момент, когда ребенок приходит домой и чувствует то самое спокойствие. Когда можно расслабиться, когда можно быть с самим собой и говорить на человеческие темы, а не только про подготовку к ЕГЭ. Когда он просто может почувствовать, что рядом есть мама/папа, которые «меня» видят и слышат. Очень важно сохранять человеческую составляющую.

Родительские ошибки

Не нужно рваться за рейтингами и подавать документы в топ-5 самых лучших вузов, таких как МГИМО, МГУ, если вы понимаете, что вероятность поступления ребенка в такие университеты – минимальная. Важно, чтобы палитра была разная, чтобы попадание по интересам будущей специальности было ближе к выбору ребенка. Всегда можно остановиться на чем-то «попроще» и развить социальную студенческую жизнь.

К примеру, мы сейчас проживаем несколько профессиональных жизней. Сколько у вас самих высших образований? Ни одного или, может, два? А кто из нас работает по специальности? Сейчас, по сути, та самая норма времени, когда мы не знаем специфику будущих профессий. Поэтому если даже ваш ребенок еще не понимает, куда он хочет поступать, это нормально. Вариант «попроще» тоже позволяет получить фундаментальное образование в хорошем вузе, где он будет среди хороших умных людей, где может общаться и видеть университетскую среду, может обеспечить себе массу проб – это тоже хороший способ проверить, кто он есть, что ему действительно интересно и чего хочет ребенок. И это не ограничивает его идти дальше. Можно перевестись в другой вуз, пойти на второе высшее и т.д. Главное понимать, что высшее образование – это значит учиться всю жизнь, ведь многие профессии требуют повышения квалификации, бесконечное развитие, сертификации.

Самое важное, что наша «родительская программа поддержки» не заканчивается на этапе поступления. Не забывайте о том, что впереди адаптация ребенка в университете, первое знакомство, первые занятия, первая сессия и сложности, и мы всегда должны быть рядом, потому что быть родителем – это труд.

Дорогие родители, помните: у вас у всех есть свои страхи, но вы всегда можете обсудить их с другими родителями, это очень помогает. Мы в одной лодке с вами. На своем примере скажу, что на одном из собраний в школе мы разговорились с родителями на тему:

– Вы знаете, я не понимаю... Моя приходит со школы и все время спит.

– И мой спит.

– Слушайте, и у меня все время спит.

И это нормально! Оказывается, ваши «додумки» не всегда бывают правильными. Дети очень сильно устают.

Не забывайте, что ваши родительские требования и амбиции не всегда идут на пользу. Не нужно завышать планку и ждать супер-результатов. Или бессознательно свои планы в прошлом пытаться реализовывать в ребенке.

Многие пытаются сравнивать с другими. Не стоит применять эту тактику, она всегда занижает самооценку ребенка и подрывает уверенность в себе. Если и сравнивать, то лучше с его собственными достижениями, и мотивировать на лучшее.

Еще одна из ошибок, когда мы, родители, говорим детям «Мы тебе доверяем, ты уже большой и со всем справишься». На самом деле это оказывает очень большое давление на ребенка, ведь всю ответственность перекладывается на него одного, страхи вырастают еще больше и быстрее. Лучше сказать: «Мы рядом. Какая помощь тебе нужна? Мы справимся с этим вместе?». Очень хороший способ при определении профессии найти реального носителя той профессии, которая интересует вашего ребенка. Пусть ему расскажут, как, что, куда, зачем и т.д.

О важном

Разговаривайте со своими детьми. Будьте рядом. Помогайте справиться с трудностями вместе и не забывайте любить.


Возврат к списку