Экспертное мнение. Преподаватель филологического факультета ТГУ Татьяна Воробьева – об итоговом сочинении.

24 Ноября 2014

Сочинение возвращается: надежды и иллюзии

3 декабря выпускники школ будут писать итоговые сочинения – своеобразный допуск к ЕГЭ. Получить «зачет» можно будет, высказав собственное мнение по заданной теме, подкрепив его анализом литературного произведения и допустив при этом не более пяти ошибок на сто слов. Зачем «детям ЕГЭ» возвращают сочинения и поможет ли оно научить их выражать собственные мысли? На эти темы мы беседуем с председателем предметной комиссии ГЭК ЕГЭ по литературе в Томской области, кандидатом филологических наук, преподавателем ТГУ Татьяной Воробьевой.

– Я называю это «возвращением блудного сочинения», – комментирует ситуацию Татьяна Воробьева, – потому что оно возвращается после нескольких лет отсутствия в качестве формы итоговой аттестации. Сочинение – синкретический жанр, который проверяет уровень культуры чтения, письменные навыки владения речью. Сегодня это особенно актуально, так как чувствуется обесценивание слова. Общая ситуация речевого хаоса сказывается на абитуриентах, которые приходят в университет. Преподаватели уже почувствовали снижение качества гуманитарной подготовки сегодняшних выпускников.

Знаете, как мы, филологи, отстаивали форму сочинения, когда его выводили из экзаменационной практики! Писали письма в министерство!.. Мы понимали, что сочинение в тот момент переживало кризис: темы стали расхожими, тиражировались сборники лучших работ, кратких пересказов произведений. Однако отмена выпускного сочинения привела к тому, что был вытеснен на периферию образовательного процесса сам предмет литературы и все, что с ним связано: культура мысли, речи. Таким образом, базовые междисциплинарные навыки, которые должны формироваться у всех выпускников, остаются неосвоенными.

– Возвращение выпускного сочинения как раз и должно решить эту проблему…

– Потребность в сочинении назрела. Другое дело – как это все осуществляется. На выпускное сочинение сейчас возложили множество задач: выявление гражданской позиции, проверка навыков письменной речи, возрождение интереса к чтению, и, конечно, допуск к ЕГЭ… Но оно не может все их решить. Для решения необходим целый комплекс мер, продуманная система по развитию речи и формированию читательской культуры. С тех пор, как ЕГЭ по русскому языку стал обязательным, из постоянной школьной практики сочинение стало исчезать. Официально его никто не отменял, но жизнь диктует свои законы: учителям нужно готовить выпускников к ЕГЭ, где часть С предполагает достаточно жесткий стереотип.

Я думаю, что паниковать по поводу сочинения не надо, потому что зачет получит практически каждый, не сейчас, так к весне. Критерии очень простые, и я понимаю, почему их такими сделали – чтобы не создавать катастрофическую ситуацию.

– Может быть, это проблема только нынешнего года? Ребята, которые учатся сейчас хотя бы в 8-м классе, начнут заранее готовиться к сочинению, и в 11-м у них не будет сложностей с умением выражать свои мысли?

– Трудно прогнозировать, но думаю, проблемы все равно будут. Нужно изменить статус предмета литературы. Учебных часов мало, и учителя не успевают осваивать программу. Литературное образование в старших классах выстроено по историко-литературному принципу и, казалось бы, должно способствовать формированию целостного представления о литературном процессе. На самом деле этого не происходит, учащиеся с трудом вспоминают, к какому периоду XIX – XX веков относится то или иное произведение. Сейчас у детей возможности психологического восприятия не такие, как, допустим, у их ровесников еще десять лет назад: возросший уровень инфантилизации не способствует глубокому пониманию классики.

Вторая проблема – антиплагиат. Мы живем в эпоху, когда границы текста размываются, школьники читают в интернете множество безымянных текстов, и им начинает казаться, что это принадлежит им тоже. Причем, эта информация не становится знанием, потому что они ее не осмысляют, а всего лишь формально присваивают. А когда человек пытается в сочинении от собственного имени транслировать чужие мысли, это сразу видно.

– Согласно критериям выпускного сочинения, школьник должен подкрепить свои рассуждения примером как минимум из одного художественного произведения. Как думаете, этого достаточно?

– Считаю, что нельзя вырывать ни одно произведение из литературного контекста, и в сочинении школьники должны продемонстрировать умение включать произведение в литературный ряд, проводить аналогии, сопоставления.

– Вы сейчас рассматриваете сочинение с точки зрения литературоведа, но ведь от школьников не требуется литературоведческого анализа…

– Я рассматриваю сочинение согласно требованию, которое выдвинуто в качестве главного – личностное мнение. Чтобы не было фраз «согласен – не согласен» в оценке литературы или подмены собственных размышлений общими словами, нужно всего лишь два условия: писать о произведениях, которые прочитаны внимательно, вдумчиво, и передать свою заинтересованную позицию в поиске ответов на поставленные писателем вопросы. В педагогике наработан богатый опыт обучения рассуждению: еще с античных времен в риторике использовалась хрия как совокупность приемов для развития предложенной темы. Я думаю, эту форму интересно было бы сегодня использовать не только в школьной, но и вузовской практике. Работа над сочинениями разных жанров должна быть продуманной системой, чтобы школьники испытывали удовольствие от процесса написания, не боялись «чистого листа».

Добавим, что у всех, кто не справится с сочинением 3 декабря, будет возможность пересдачи экзамена – 4 февраля и 6 мая 2015 г.

Повысить уровень подготовки по русскому языку и литературе можно на подготовительных курсах в ТГУ. Запись на очные и заочные подготовительные курсы ведется в Центре довузовской подготовки: телефон (8-3822) 52-96-72, e-mail: pk@mail.tsu.ru, zpk@mail.tsu.ru .


Возврат к списку