Мнение эксперта. Елена Корякина: Выбор профильного уровня ЕГЭ по математике значительно расширит возможности абитуриентов.

19 Января 2015

Для системы школьного образования 2014/15 учебный год оказался весьма насыщенным: обновлены правила приема в вузы; приемная кампания началась уже в октябре, а не весной, как обычно; в список выпускных экзаменов вернулось сочинение. Еще одно нововведение – изменение в ЕГЭ по математике. Выпускникам 2015 года предстоит сдавать экзамен по одному из уровней – базовому или профильному. В первом случае выпускной экзамен оценивается по 5-балльной системе, а КИМы формируются из открытого банка заданий. Во втором – сохраняется 100-балльная система оценивания, а минимальный порог повышается с 24 до 27 баллов.

Изменения в форме экзамена по математике комментирует преподаватель курсов довузовской подготовки Томского госуниверситета, кандидат физико-математических наук Елена Корякина.

– Как именно изменилась форма ЕГЭ по математике?

– Сейчас у одиннадцатиклассников есть возможность выбрать, будут они сдавать базовый уровень или профильный. По сравнению с прошлым годом, серьезных изменений в профильном уровне ЕГЭ нет. В то же время экзамен включает базовый уровень, который по сути является более легким, урезанным вариантом привычного ЕГЭ. Этот вариант сдается только для получения школьного аттестата, выпускник не может использовать результаты базового экзамена для поступления в вуз, тем самым сильно ограничивая свои возможности. И для многих это может стать ловушкой.

– В чем может проявиться эта ловушка?

– Предполагается, что ребята-«гуманитарии», которым не дается математика в школе, будут писать базовый уровень. Однако в семнадцать лет далеко не все понимают, чего хотят, одиннадцатиклассники порой меняют свои решения даже во время приемной кампании. А при этом выбрать, какой уровень сдавать, школьникам нужно уже зимой. За полгода ребята могут несколько раз передумать, но уже будет поздно.
Из личного опыта знаю, что многие подают документы на самые престижные факультеты, не учитывая, что там самый большой конкурс и поэтому туда поступают далеко не все. При этом есть много других хороших факультетов, однако абитуриенты могут на них не попасть просто потому, что сдавали базовый уровень. В итоге либо не поступают вообще, либо теряют целый год. Получается вот такая медвежья услуга.

– То есть вы советуете выбирать для сдачи профильный уровень?

– Конечно. Мне хотелось бы призвать к этому и детей, и родителей. Не пытайтесь облегчить себе жизнь, ведь это значительно сузит возможность поступления на разные факультеты. Более того, сдавая экзамен профильного уровня, школьник ничем не рискует, ведь этот уровень состоит из базовой части и задач повышенной сложности.

– Вы ведете в ТГУ курсы довузовской подготовки. Скажите, как сами ребята отреагировали на изменения?

– В целом ребята спокойны. Особой реакции нет, я думаю, что она появится уже после сдачи экзамена.
Меня радует, что большинство посещающих курсы довузовской подготовки по математике ориентированы на сдачу профильного уровня.

– Как вы оцените уровень подготовки ребят?

– К моему огромному сожалению, и думаю, что многие преподаватели вузов со мной согласятся, в целом общий уровень подготовки ребят из года в год снижается. Для этого есть много причин, свою роль сыграло и ЕГЭ. Если в его первом варианте еще были интересные задачки, над которыми нужно было подумать, то сейчас это просто счет, который отнимает у ребят экзаменационное время. Сейчас в университет приходят «дети ЕГЭ», которые не приучены логически мыслить, не видят причинно-следственных связей. К этому привело то, что из года в год дети решают одни и те же типовые, стандартные задачи, т.е. так называемое «натаскивание» в школах. Безусловно, в экзаменационных вопросах есть задания повышенной сложности, однако я склонна отметить, что их решает очень маленький процент сдающих.

– Каковы ваши рекомендации по подготовке к экзамену по математике?

– Прежде всего, нужно заниматься – самим решать задачи и много тренироваться. Сейчас есть множество учебников, задания размещены в свободном доступе в интернете. Если что-то непонятно, преподаватель всегда поможет. К сожалению, наблюдая за ребятами, посещающими курсы довузовской подготовки, должна сказать: при подобном изобилии возможностей школьники почему-то не проявляют самостоятельности. А ведь все в их руках! Мы можем только подсказать способы, методы решения, остальное зависит от желания и целеустремленности школьника.

Добавим: при выборе уровня сложности рекомендуется внимательно изучить список вступительных испытаний на выбранные направления и специальности. Стоит обратить внимание, что при поступлении на некоторые специальности гуманитарных факультетов нужно будет сдавать математику профильного уровня. В Томском государственном университете это «Фундаментальная и прикладная лингвистика» (ФилФ), «Социология» (ФсФ), «Психология» (ФП), «Клиническая психология» (ФП), «Управление персоналом» (ФП).

Для справки. Согласно Правилам приема в вузы, в 2015 году одиннадцатиклассник может сдавать оба варианта ЕГЭ по математике: 1 июня (пн.) – математику (базовый уровень), 4 июня (чт.) – математику (профильный уровень). Для выпускников прошлых лет предусмотрены дополнительные сроки сдачи ЕГЭ по математике: 23 марта (базовый уровень) и 26 марта (профильный уровень).


Возврат к списку