В ТГУ школьники Томска изобретали новые методы поиска людей под завалами и способы охлаждения суперкомпьютеров.

9 Февраля 2015

Нынче физики в почете

Современную жизнь сложно представить без новейших гаджетов, высокоскоростных самолетов, мощнейших компьютеров и много другого. Но как часто мы задумываемся, благодаря каким физическим законам и явлениям, например, работает сотовый телефон или вырабатывает электричество солнечная батарея? Современным школьникам все это очень интересно!

7 февраля в актовом зале лабораторного корпуса ТГУ более 90 юных физиков на целый день стали молодыми научными сотрудниками кейс-лаборатории «Современные проблемы физики». Организовали это образовательное событие Институт инноваций в образовании, Управление нового набора ТГУ, физико-математическая школа ТГУ, Ресурсный центр Школьной лиги «Роснано», физический, физико-технический и радиофизический факультеты ТГУ. Координаторами команд школьников стали студенты педагогического отряда физико-математической школы ТГУ.

– Главной особенностью сегодняшней кейс-лаборатории является то, что в разработку включились структурные подразделения университета, объединенные проектом «Взаимодействие ТГУ с системой общего образования», – рассказывает заместитель директора ФМШ ТГУ Марина Назарова. – Мы хотели, чтобы школьники посмотрели на физику не как на школьный предмет, а как на науку и, возможно, будущую сферу деятельности. Перед участниками кейс-лаборатории были поставлены физические задачи, которые не решаются на уроках в школе, так как выходят за рамки школьной программы. Кроме того, ценным было, что школьники встретились и пообщались с молодыми учеными и студентами ТГУ. Надеюсь, нам удалось показать ребятам, что физика в ТГУ имеет не только теоретический, но и конкретный, прикладной характер.

13 команд из школ, лицеев и гимназий города Томска получили кейсы, составленные сотрудниками кафедр и физических лабораторий ТГУ. Задачи перед школьниками ставились нелегкие. Например, они должны были придумать, как использовать радиоволновую томографию для поиска живых людей под завалами в чрезвычайных ситуациях, как оградить суперкомпьютер ТГУ от перегревания или как уменьшить шум от волны, созданной сверхзвуковым самолетом. Фантазии участников было где развернуться. Однако, требовалось не только найти варианты решений, но и физически, и логически обосновать их.

– Задания для школьников мы подбирали с тем расчетом, чтобы показать, чем мы занимаемся и какие проблемы решаем, – говорит один из экспертов, доцент ФТФ ТГУ, старший научный сотрудник лаборатории моделирования и прогноза катастроф Александр Астанин. – Участники должны были погрузиться в наш мир и подумать, поискать пути решения предложенной проблемы. Мы дали им задачи, которые не имеют однозначного ответа и стоят на переднем крае науки. Мне было интересно посмотреть, что вообще будут делать школьники с этими задачами. С удовольствием хочу отметить, что в целом участники справились, предложили оригинальные решения и показали себя с лучшей стороны.

После нескольких часов напряженной работы в современных компьютерных классах на базе РФФ ТГУ, школьники презентовали свои решения кейсов. По мнению экспертов, наиболее оригинальное и обоснованное решение задачи выдвинула команда из томской гимназии №13. Сергей Миртов, Роман Чибисов, Андрей Кириллов, Дарья Трушина, Антон Кравцов, Фахриддин Зайниддинов и Юрий Заварзин предложили для охлаждения суперкомпьютера ТГУ использовать сухую воду, погрузив в это вещество блоки питания. В результате команда получила диплом I степени.

– Мы с самого начала хотели решать именно этот кейс, и когда во время жеребьевки я вытянула его, радовалась вся команда, – делится впечатлениями ученица гимназии №13 Дарья Трушина. – Идея с сухой водой пришла в голову Сергею Миртову, и мы всей командой начали ее развивать и думать, как все это можно реализовать на практике.

Учителя физики, которые пришли поддержать своих учеников, также не остались без внимания. Они приняли участие в семинаре «Тьюторское сопровождение учащихся в совместных с НИ ТГУ профильных программах». Сотрудники НОЦ «Институт инноваций в образовании» Наталья Попова, Лариса Антропянская и Екатерина Григоренко обсудили с учителями возможности построения сетевого взаимодействия учреждений высшего и общего образования.

В конце дня неожиданным и приятным сюрпризом стало видео, оперативно смонтированное командиром студенческого педагогического отряда ФМШ ТГУ Русланом Докучаевым. Участники мероприятия смогли понаблюдать, как они выглядели во время работы. Видео можно найти в группе http://vk.com/lfmsh или по ссылке http://youtube.com/watch?v=LgA2YSttsfs.

Для справки. В ТГУ в рамках проекта «Взаимодействие ТГУ с системой общего образования» с начала 2014/15 учебного года состоялось уже несколько образовательных событий. Это знакомство старшеклассников с работой ученых в отделениях Биологического института, проектная сессия «Три такта экономики» на экономическом факультете, Молодежная ассамблея (совместно с Региональным центром развития образования Томской области и школой «Эврика-развитие»), проектно-аналитические семинары с учителями города и области в «Педагогическом клубе ТГУ», учебные семинары по программе «Тьюторское сопровождение совместных с ТГУ образовательных программ со школьниками».
В настоящее время ведется разработка деловой игры в Высшей школе бизнеса, программа Открытого молодежного карьерного форума (совместно с администрацией Томской области) и несколько других идей, выдвинутых инициативными группами преподавателей геолого-географического факультета ТГУ и сотрудников Сибирского ботанического сада. 

Загрузка плеера

Возврат к списку